“СНИЖЕНИЕ ВРЕДА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ”

Первая региональная конференция по снижению вреда прошла 4-6 апреля в Вильнюсе.

389 участников из 45 стран присутствовали с 4 по 6 апреля в столице Литвы – Вильнюсе на Первой Региональной конференции снижения вреда для стран Центральной Восточной Европы и Центральной Азии (ЦВЕЦА) – “Снижение вреда в новых условиях”. Среди них 80 представителей правительств и государственных ведомств, 150 членов НПО и сообществ, доноры, эксперты и делегаты от технических агентств, международных и региональных сетевых организаций.

Говоря про новые условия развития и реализации программ снижения вреда в регионе и актуальность проведения конференции, ее организатором – Евразийской сетью снижения вреда, был сформулирован ряд причин. Первоочередной является тенденция в странах ЦВЕЦА к снижению финансирования от международных доноров программ снижения вреда, в таких областях как ВИЧ, гепатит С и туберкулез. Так как не смотря на постепенный рост экономик данного региона, страны еще не готовы к реализации устойчивого перехода от внешнего финансирования на национальное, особенно тех программ, которые направлены на ключевые группы населения. В этих новых условиях, снижение вреда должно быть признано правительствами и сообществом неотъемлемой частью программ здравоохранения и социального развития для достижения необходимых изменений.

Кроме вопроса финансирования программ в новых условиях, первостепенными к обсуждению на Региональной конференции были отнесены такие аспекты, как роль снижения вреда в социальной и медицинской помощи людям, употребляющим наркотики и определение возможных путей к эффективной и гуманной наркополитике.

За время проведения Региональной конференции, 140 спикеров участвовало в 23 сессиях, было представлено 8 параллельных мероприятий. Стоит отметить особое внимание и интерес участников к вопросам, которые ранее не были столь широко освещены проектной работой Сети – доступ к услугам снижения вреда для молодежи и теме новых наркотиков.

ЕССВ надеется, что долгосрочным итогом конференции “Снижение вреда в новых условиях” послужит эффективное взаимодействие между людьми, употребляющими наркотики, представителями государственных, социальных и медицинских учреждений и служб, донорами и техническими партнерами, с целью повышения качества и обеспечении устойчивости программ снижения вреда в новых условиях перехода к внутреннему финансированию. А также в отношении новых задач наркополитики и новых потребностей общественного здравоохранения, и возможностей этих программ в противостоянии репрессивной наркополитике, чтобы решать проблемы во благо сообщества и общества в целом.

“Конференция стала настоящим посланием снижения вреда региона ЦВЕЦА каждому человеку в этом мире,” – поделилась Анке ван Дам, исполнительного директора СПИД Фонда “Восток-Запад” (AFEW International). Ее поддержал исполнительный директор Harm Reduction International (HRI) Рик Лайнз: “Снижение вреда – это единая, большая семья. Эта конференция стала настоящим ее воссоединением, ради которой люди ехали со всего мира. Наша работа тяжела. Но именно она и вдохновляет на дальнейшие, важные поступки. Нужно помнить об этом.”

“Такой душевной, эмоциональной конференции я не помню. Спасибо, что приняли наше приглашение взглянуть на пройденный нами путь, проанализировать достигнутое и оценить, как новые условия могут определить наше будущее – будущее снижения вреда. И, надеюсь, до скорой встречи!” – резюмировала на закрытии Региональной конференции Анна Довбах, И.о. исполнительного директора ЕССВ.

ЕССВ выражает огромную благодарность каждому из участников, всем членам Международного организационного комитета конференции и долгосрочным партнерам Сети за поддержку и огромный вклад в разработку программы конференции “Снижение вреда в новых условиях”: Глобальному фонду для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Объединенной программе Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Всемирной организации здравоохранения, Управлению ООН по наркотикам и преступности, Офису Специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, Фондам “Открытое общество”, Международной сети снижения вреда (HRI), СПИД Фонду “Восток–Запад” (AFEW International), Евразийской сети людей, употребляющих наркотики (ЕСЛУН), Департаменту по контролю за наркотиками, табаком и алкоголем при правительстве Литовской Республики, Коалиции НПО “Я могу жить” и Руководящему комитету Евразийской сети снижения вреда.

Региональная конференция “Снижение вреда в новых условиях” организована Евразийской сетью снижения вреда в рамках Региональной программы “Снижение вреда работает – обеспечьте финансирование!” при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

"HARM REDUCTION IN THE NEW ENVIRONMENT"

First Regional Harm Reduction Conference took place on 4-6 of April in Vilnius, Lithuania.

On April 4 – 6, Vilnius, the capital of Lithuania, hosted 389 participants from 45 countries for the First Regional Harm Reduction Conference for Central and Eastern Europe and Central Asia (CEECA) “Harm Reduction in the New Environment”. The participants included 80 representatives of governments and government agencies, 150 members of NGOs and communities, donors, experts and delegates from technical agencies, and international and regional networks.

Referring to the new environment, one of thee major key aspects is a trend toward decreasing international donor funding for harm reduction programs that address HIV, hepatitis C and Tuberculosis in CEECA countries.  In spite of the gradual growth of the economies in this region, CEECA countries are not yet ready for sustainable transition from external financing to domestic financing, especially programs focusing on key populations. In this new environment, to achieve necessary changes governments and communities must recognize harm reduction as an integral part of health and social development strategies.

In addition to the issue of funding, other important topics for discussion at the Regional Conference were the role of harm reduction in social and medical assistance to people who use drugs and identifying paths towards effective and humane drug policies.

During the Regional Conference, 140 speakers participated in 23 sessions, and 8 parallel events were organized. The participants displayed attention to and interest in issues that had not been previously highlighted in the course of the Network's projects, such as access to harm reduction for young people and to the emergence of new drugs.

EHRN is hoping that as a long-term result of the conference “Harm Reduction in the New Environment”, people who use drugs, representatives of government, social and healthcare services and agencies, donors and technical partners will work together to improve the quality and ensure sustainability of harm reduction services in the new environment characterized by transitioning toward domestic funding, as well as to address the new drug policy tasks and public health needs, including the capacity of these programs to withstand repressive drug policies to benefit the community and society at large.

“The Conference became a real message of harm reduction in CEECA to everybody in this world,” – said Anke Van Dam, Executive Director of AIDS Foundation East West (AFEW International). Her words were echoed by Rick Lines, Executive Director of Harm Reduction International (HRI): “Harm Reduction is one big family. This conference is a real reunion of our family, making people from across the world come here. Our work is hard. But it inspires us to do more and to do important things. It's important to remember that.”

“I can't recall such as friendly, emotional conference. Thank you for accepting our invitation to look at the path we have travelled together, analyze what we have achieved and assess how the new environment can shape our future – the future of harm reduction. Until we meet again, hopefully soon!” – said Anna Dovbakh, EHRN Executive Director at the closing of the Regional Conference.

EHRN expresses its deepest gratitude to all the participants, members of the International Organizing Committee and long-term partners of our Network for your support and tremendous input in the development of the conference agenda: the Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria, Joint UN Programme on AIDS, World Health Organisation, UN Office on Drugs and Crime, Office of the Special Rapporteur of the UN General Secretary on HIV/AIDS in Eastern Europe and Central Asia, Open Society Foundations, Harm Reduction International, AIDS Foundation East West, Eurasian Network of People Who Use Drugs, Department of Drug, Tobacco and Alcohol Control at the Government of Lithuania, NGO Coalition “I Can Live” and the Eurasian Harm Reduction Network Steering Committee.

The Regional Conference “Harm Reduction in the New Environment” was organized by the Eurasian Harm Reduction Network in the framework of the Regional Program “Harm Reduction Works – Fund It!” with support from the Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria.