Стратегия ЕССВ на 2015-2019 гг.: время действовать по-новому!

2 апреля 2015 года, в Вильнюсе, Руководящим Комитетом (РК) ЕССВ была утверждена новая Стратегия ЕССВ на 2015-2019 гг.

В 2014 г. закончилось действие предыдущего стратегического плана ЕССВ. В связи с этим, членами Сети, представителями Руководящего комитета, а также региональными и международными партнерами ЕССВ проводился тщательный анализ предыдущей и разработка новой Cтратегии на 2015-2019 гг. Результаты этой работы четко указывают на необходимость для нас, как представителей сектора снижения вреда,  действовать по-новому.

Для снижения вреда в нашем регионе наступили сложные времена! Политическая ситуация и недостаточная финансовая поддержка как самих программ снижения вреда, так и адвокации прав людей, употребляющих наркотики (ЛУН), несут негативные последствия для жизней 3,3 миллиона людей, употребляющих инъекционные наркотики, проживающих в регионе ЦВЕЦА. Также, значительная часть стран до сих пор нуждается в финансовой поддержке международных доноров, в то время как данные ресурсы становятся все менее доступными для региона, где многие государства, согласно обновленной классификации на основе оценок валового национального дохода, отнесены к странам со средним уровнем доходов и уровнем доходов выше среднего.

«Критическая ситуация с финансированием снижения вреда складывается в странах Евросоюза и странах-кандидатах – недавнее закрытие программ в Венгрии и Румынии, а также неминуемое сокращение и закрытие программ в Сербии после окончания гранта Глобального фонда свидетельствуют об отсутствии политической воли финансировать программы для ЛУН независимо от уровня доходов в стране», – говорит Петер Сароши, Директор программы по наркополитике  в Венгерском союзе гражданских свобод, сопредседатель РК.

Также, несмотря на то, что многие страны региона формально привержены принципам гуманной наркополитики, наблюдается как невыполнение этих принципов, так и возвращение, в ряде стран, к более репрессивной риторике в отношении ЛУН. Как результат репрессивной наркополитики и недостатка финансирования для программ снижения вреда на национальном уровне, ЛУН региона испытывают на себе правовой прессинг, а также трудности при доступе к услугам здравоохранения. Это, в свою очередь, ведет к распространению инфекционных заболеваний, высокой смертности и большому количеству ЛУН, попадающих в места лишения свободы.

Данные вызовы легли в основу процесса стратегического планирования ЕССВ на 2015-2019 гг., который подошел к логическому завершению 2 апреля 2015 года – в этот день в Вильнюсе прошла встреча Руководящего Комитета ЕССВ. Среди ключевых задач, стоявших перед участниками встречи – рассмотрение и утверждение Стратегии ЕССВ на 2015-2019 гг. и принятие решения по поводу процесса выполнения Стратегии (включая новую систему мониторинга и оценки), а также обсуждение тактики вовлечения членов Сети в выполнение Стратегии ЕССВ на 2015-2019 гг. и ключевых принципов их вовлечения в деятельность Сети.

Одной из основных стратегических задач для программ снижения вреда в ближайшие несколько лет в регионе является поиск решений для обеспечения устойчивости программ в условиях сокращающегося уровня финансирования доноров и постепенный переход на финансирование из альтернативных источников, в том числе из государственных и муниципальных программ и бюджетов. В рамках Стратегии ЕССВ на 2015-2019 гг. мы будет фокусировать свою деятельность на адвокации и поддержке членов Сети в их усилиях по обеспечению ответственного и поступательного перехода от донорского финансирования программ снижения вреда на их финансирование из государственных и муниципальных бюджетов.

Институционная устойчивость снижения вреда в регионе зависит от гуманизации наркополитики и подходу к решению вопросов здоровья и соблюдения прав ЛУН с позиций общественного здоровья.

«ЕССВ будет стремиться к тому, чтобы убедить доноров ответственно подходить к финансовой и институциональной устойчивости программ, начатых в регионе с их поддержкой, и вступить в переговоры с государственными структурами и гражданским обществом стран региона, чтобы договориться о приемлемых сроках и условиях перехода на финансирование снижения вреда из внутренних ресурсов стран»,– утверждает Сергей Вотягов, Исполнительный директор ЕССВ.  

Для того чтобы ответить на данные вызовы, в своей Cтратегии на 2015-2019гг. ЕССВ направляет основные усилия на работу в области адвокации, формирования поддерживающей политики и финансовой устойчивости программ снижения вреда. Сеть осознает, что в изменившихся условиях пришло время действовать по-новому! 

Сети важно мобилизовать представителей государственных ведомств, доноров и гражданское общество для решения проблемы  политической оппозиции и недостатка финансирования программ снижения вреда в регионе.

Нино Церетели, Исполнительный директор в Информационном медико-психологическом центре «Танадгома», Грузия, сопредседатель РК.

EHRN Strategy for 2015-2019: time to mobilize for change!

EHRN’s Steering Committee (SС) approved EHRN’s new Strategy 2015-2019 during its meeting in Vilnius on April 2, 2015.

EHRN’s previous Strategy expired at the end of 2014. Thus, EHRN members, Steering Committee and regional and international partners undertook rigorous analysis of EHRN’s performance in implementing our Strategy in 2010-2014 and developed a new Strategy for 2015-2019. The results of the strategic planning process clearly indicate that we, as harm reduction sector, must mobilize to prepare for and be able to adequately respond to considerable shifts in policy and funding landscape in the region. 

Harm reduction is facing hard times now in our region. The political opposition to and insufficient funding of both harm reduction services and advocacy have had negative consequences for the lives of the 3.3 million injecting drug users living in CEECA. Despite increasing income levels and increase in the number of middle and upper-middle-income countries in the region, most of them still require financial support from international donors – the challenge is that these resources are becoming progressively unavailable for the region.

"EU member states as well as candidate countries are currently facing a critical situation with harm reduction: the recent closure of HR programs in Hungary and Romania as well as inevitable reduction and closure of programs in Serbia after the end of the Global Fund’s grant are the indication of lacking political will to fund programs for PWUD regardless of the income level in a country,“ says Peter Sarosi,  Drug Policy Program Director at Hungarian Civil Liberties Union, EHRN Steering Committee Co-chair.

Despite formal commitments to humane drug policy principles,  many countries in the region have failed to treat drug use as a public health issue. Some countries, in fact, regressed back to more repressive rhetoric directed at PWUD. As a result of repressive drug policies and lack of national funding for harm reduction programs, PWUD living in the region experience legal pressures and barriers when accessing healthcare services. This, in turn, leads to more infections, higher mortality rates and continued imprisonment of more and more PWUD.

The need to address these challenges lies at the core of EHRN’s Strategy for 2015-2019, which was finalized on April 2, 2015, during the meeting of EHRN’s Steering Committee in Vilnius. The SC reviewed and approved EHRN’s Strategy for 2015-2019 and decided on the process of the Strategy implementation (including a new monitoring and evaluation system). Importantly, the SC discussed how EHRN members can benefit and contribute to the new Strategy implementation and engage in the Network’s activities.

In the coming years, one of the key strategic tasks for the region’s harm reduction programs and EHRN will be finding solutions to ensure sustainability of the programs and gradual, responsible transition towards funding of harm reduction from alternative sources, including state and municipal programs and budgets. Within EHRN’s Strategy for 2015-2019, we will focus our activities on strengthening advocacy and on support to the Network members’ efforts in ensuring a responsible transition from donor funding of harm reduction programs towards their funding from state and municipal budgets.

Institutional sustainability of harm reduction in the region depends on the reform of repressive drug policies and law enforcement practices that would result in drug use being addressed as a public health issue, not a criminal justice issue.

“EHRN will work to convince donors to graduate countries in CEECA responsibly and to engage in negotiations with government agencies and civil society in the region in order to agree on acceptable terms and timelines of transition to funding of harm reduction from state and municipal budgets and programs”, says Sergey Votyagov, Executive Director at EHRN.

For EHRN, our members and allies to tackle the funding and policy challenges and to timely prepare for the imminent changes, we must mobilize and join forces in strengthening our advocacy for enabling non-repressive drug policies and financial sustainability of harm reduction programs. As we embark on the next 5 years of Strategy 2015-2019, the Network must mobilize for change!

It is important for the Network to mobilize representatives of government agencies, donors and civil society to address the issue of political opposition and lack of funding for harm reduction programs in the region.

Nino Tsereteli, Executive Director at the Center for Information and Counseling on Reproductive Health – Tanadgoma, Georgia, EHRN Steering Committee Co-chair.