Реформа наркополитики

Несмотря на формальные обязательства придерживаться принципов сбалансированной наркополитики, ориентированной на охрану здоровья, многие страны ЦВЕЦА не относятся к употреблению наркотиков как к проблеме общественного здравоохранения. В некоторых странах отмечается регресс и использование репрессивной риторики в отношении ЛУН.

Сегодня наркополитика в странах ЦВЕЦА по-прежнему отрицательно влияет на здоровье и приводит к негативным социальным последствиям, нарушениям прав человека, коррупции, появлению новых наркотиков, а также имеет другие непредвиденные последствия или побочные эффекты.

Высокопоставленные лица, принимающие решения, не всегда видят взаимосвязь между полицейскими рейдами и ростом смертности от передозировок. Они могут не знать, что криминализация употребления наркотиков может привести к полицейскому насилию в отношении женщин. Взаимосвязь между отсутствием государственной поддержки программ опиоидной заместительной терапии и высокой смертностью, ассоциируемой с ВИЧ, также может быть неочевидна для тех, кто отвечает за наркополитику на национальном уровне.

В результате репрессивной наркополитики и отсутствия национального финансирования программ снижения вреда ЛУН, живущие в регионе, испытывают давление и сталкиваются с юридическими барьерами при попытке получить доступ к программам здравоохранения. В свою очередь, это приводит к росту заболеваемости, повышению уровня смертности, а также постоянному увеличению числа ЛУН, отбывающих наказание в тюрьмах и колониях. Институциональная устойчивость снижения вреда в регионе зависит от реформирования репрессивной наркополитики и правоприменительной практики, что должно привести к тому, что проблемы, связанные с употреблением наркотиков, будут рассматриваться как вопрос общественного здравоохранения, а не уголовного правосудия.

Евразийская сеть снижения вреда, объединяющая более 600 индивидуальных членов и организаций из 29 стран, поддерживает расширение адвокационной деятельности членов Сети, гражданского общества и организаций ЛУН в регионе, а также союзников и партнеров на национальном, региональном и международном уровнях. Эта адвокационная деятельность направлена на создание благоприятной правовой среды и правоохранительной практики, основанных не на репрессиях, а на соблюдении гражданских прав ЛУН и прав человека.

Деятельность ЕССВ направлена на достижение следующих результатов в сфере наркополитики:

  • Достичь консенсуса среди правоохранительных органов и других государственных структур, гражданского общества и сообщества ЛУН по вопросу необходимости реформирования репрессивной наркополитики и снижения криминализации, дискриминации и насилия в отношении ЛУН.
  • Добиться того, чтобы основной практикой в ЦВЕЦА стали альтернативы тюремному заключению, в том числе направление на эффективное лечение наркозависимости.
  • Добиться декриминализации употребления наркотиков и хранения наркотиков для личного пользования.
  • Использовать международные и национальные механизмы защиты прав человека, чтобы обеспечить ЛУН в ЦВЕЦА возможность защиты их прав.
  • Обеспечить соответствие защиты прав ЛУН в регионе международным стандартам – например, Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ССГА ООН).

Чтобы внести вклад в соблюдение прав и обеспечения здоровья ЛУН в регионе, ЕССВ привлекает новых партнеров, фиксирует и документирует нарушения прав человека, а также обеспечивает техническую поддержку разработки и реализации наркополитики и моделей нерепрессивного законодательства. На национальном уровне ЕССВ предоставляет информацию, оказывает техническую и политическую поддержку неправительственным организациям в их адвокационной деятельности, направленной на защиту прав и свобод ЛУН, помогает создавать альянсы, а также привлекает международных и национальных политиков к процессам реформирования наркополитики и защиты прав человека.

Участие гражданского общества в среднесрочном обзоре Стратегии ЕС по наркотикам

ЕССВ поддержит участие своих членов в среднесрочном обзоре Стратегии ЕС по наркотикам. Сеть предоставит им профессиональную подготовку и аналитические и адвокационные инструменты и будет координировать документирование и распространение этого процесса на региональном уровне. Особое внимание будет уделяться сбору критических замечаний о прогрессе стран в преодолении негативных последствий криминализации употребления и хранения наркотиков и об уровне государственного финансирования снижения вреда.

Региональное совещание «Поиск альтернатив репрессивным мерам в наркополитике», 25-26 апреля 2016 года, Киев, Украина.

Основная цель форума состояла в планировании регионального сотрудничества, направленного на выполнение рекомендаций итогового документа ССГА ООН. Форум, организованный совместно с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), был направлен на налаживание сотрудничества между гражданским обществом, в том числе ЛУН, и правоохранительными органами по адвокации реформ наркополитики, направленных на улучшение общественного здоровья и безопасности. Форум был ориентирован на альтернативы тюремному заключению и задержанию за незначительные правонарушения, связанные с наркотиками, а также на направление ЛУН полицией в программы здравоохранения и социальных услуг.

Смотрите
Baltic Trip. Latvia
Baltic Trip. Lithuania
Baltic Trip. Estonia

Drug Policy Reform

Despite making formal commitments to the principles of a balanced and health-oriented drug policy, many countries in Central and Eastern Europe and Central Asia (CEECA) are failing to treat drug use as a public health issue. Some countries, in fact, have regressed to more repressive rhetoric directed at people who use drugs (PWUD).

Current drug policies continue to have negative health and social impacts in CEECA and to result in human rights violations, corruption, the emergence of new drugs, and other unintended consequences or side effects. 

High-level decision-makers may not always understand the links between police raids and increased overdose mortality. They may not know how the criminalization of drug use may lead to police violence against women. The relationship between the lack of state support for opioid substitution treatment programs and high HIV mortality rates may also be unclear to those who are in charge of drug policy at the national level.

As a result of repressive drug policies and the lack of national funding for harm reduction programs, PWUD living in the region experience legal pressures and barriers when accessing healthcare services. This, in turn, leads to more infections, higher mortality rates, and continued imprisonment of more and more PWUD. Institutional sustainability of harm reduction in the region depends on the reform of repressive drug policies and law enforcement practices that would result in drug use being addressed as a public health issue, not a criminal justice issue.

Eurasian Harm Reduction Network, uniting over 600 individual and organizational members in 29 countries, is working to strengthen advocacy by its members, civil society and PWUD organizations in the region and allies/partners at the national, regional and international levels for a non-repressive and enabling legal and law enforcement environment that respects the civil and human rights of PWUD.

EHRN aims to achieve the following impact in the area of drug policy reform:

  • A consensus is achieved between law enforcement and other government agencies, civil society and the PWUD community in the region on the need to reform repressive drug policy and reduce criminalization, discrimination and violence against PWUD.
  • Diversion from arrest and alternatives to imprisonment, including referral to effective drug treatment, become a mainstream practice in CEECA.
  • Drug use and possession for personal use are decriminalized.
  • International and national human rights mechanisms enable PWUD to exercise their rights in CEECA.
  • Human rights protection of PWUD in the region meets international standards — for example, the UN General Assembly Special Session (UNGASS).

To contribute to promote rights and health of PWUD in the region, EHRN engages new partners, registers and documents violations of human rights, and provides technical guidance for formulating and enforcing drug policies and models of non-repressive laws and their enforcement. At the national level, EHRN provides information, technical and political support to local non-governmental organizations in advocacy for the freedoms and rights of PWUD, helps form alliances, and engages international and national policymakers in drug policy reform and human rights protection.  

Civil society involvement in the EU Strategy for Drugs Midterm Review

EHRN will support its members’ involvement in the EU Strategy for Drugs Midterm Review by providing them with training and analytical and advocacy tools and by coordinating, documenting and publicizing this process at the regional level. Special attention will be given to providing critical feedback on countries’ progress in redressing the negative consequences of criminalization of drug use and possession and the level of state funding for harm reduction.

Regional Forum “Seeking Alternatives to Repressive Drug Policies, April 25–26, 2016, Kiev, Ukraine

The main goal of the regional forum was to plan regional cooperation to address the recommendations of the UNGASS outcome document. Organized in cooperation with the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), the forum aimed to strengthen the partnership between civil society, including PWUD, and law enforcement agencies in advocating for drug policy reform aimed at improving public health and safety. It focused on alternatives to incarceration and detention for minor drug-related offences, and police referral to health and social services. 

DRUG POLICY IMPACT ASSESSMENT

What impact is your country's drug policy having?

 

Watch
Baltic Trip. Latvia
Baltic Trip. Lithuania
Baltic Trip. Estonia