Опиоидная заместительная терапия (ОЗТ)

ОЗТ является высокоэффективной мерой снижения вреда и проверенным методом лечения зависимости от опиоидных наркотиков. Несмотря на наличие серьезных научных данных, подтверждающих эффективность ОЗТ, доступ к терапии ограничен в большинстве стран региона, в то время как в России, Туркменистане и Узбекистане ОЗТ запрещена.

В регионе Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) проживает 3,7 миллиона человек, употребляющих наркотики, из которых менее 1% получаются опиоидную заместительную терапию. Организация программ ОЗТ в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии (ВЕЦА) началась в 1989 году. На сегодняшний день эти программы работают в 25 из 28 стран ВЕЦА, за исключением России, Туркменистана и Узбекистана, в которых ОЗТ запрещена. Однако даже там, где организованы программы ОЗТ, они работают лишь в качестве пилотных проектов с малым количеством клиентов.

Отсутствие политической воли со стороны правительств и их неготовность финансировать ОЗТ из государственных средств является одним из ключевых препятствий на пути расширения масштабов программ ОЗТ в регионе. Во многих странах ВЕЦА программы ОЗТ полностью или частично финансируются международными донорами, наиболее значительное участие среди которых принимает Глобальный фонд. Лишь несколько стран проводят государственное финансирование услуг опиоидной заместительной терапии.

Кроме того, в ВЕЦА существует проблема качества и доступа к услугам ОЗТ . Доступ к опиоидной заместительной терапии носит ограничительный характер, а подходы не отличаются гибкостью, а в некоторых случаях противоречат принципам прав человека. Отдельным клиентам этих программ чтобы получить доступ к терапии, приходится проделывать путь в сотни километров. Предоставление ОЗТ в тюрьмах минимально: тысячи людей не имеют доступа к лечению, что нарушает их право на здоровье.

ЕССВ призывает партнеров к участию в решении этих проблем на всех уровнях:

  • Участвуя в адвокации на уровне национальных правительств с целью создания политической приверженности к государственному финансированию и расширению программ опиоидной заместительной терапии.
  • Работая с сетями людей, употребляющих наркотики, с целью мобилизации поддержки программ ОЗТ и адвокации необходимой правовой среды для безопасного и эффективного предоставления услуг опиоидной заместительной терапии.
  • Проводя стратегические судебные тяжбы от имени людей, употребляющих наркотики, которым отказали в доступе к опиоидной заместительной терапии, что является нарушением их права на здоровье.

Оказывая поддержку адвокатам потребителей наркотиков и клиентов ОЗТ в соответствующих органах, принимающих решения на национальном, региональном и международном уровнях.

< 1 %

нуждающихся получают ОЗТ в регионе ВЕЦА.

Смотрите
HCLU видео. Российский наркоцарь против метадона: ложь на лжи

Opioid Substitution Therapy

Opioid substitution therapy (OST) is a highly effective harm reduction measure and proven treatment for dependency on heroin and other opioid drugs. Despite the strong supporting scientific evidence, availability of OST remains very limited across most countries in the region, while Russia, Turkmenistan and Uzbekistan prohibit OST.

3.7 million people who use drugs live in EECA and less than 1% receive OST. OST programs in CEECA started in 1989 and exist today in 25 out of 28 CEECA countries, the exceptions being Russia, Turkmenistan and Uzbekistan who prohibit OST. However, where programs exist, they are mostly small scale and many operate as pilots.

The lack of political commitment from governments and their subsequent failure to invest domestic funds are key barriers to the scale up of OST programs in the region. In many EECA countries, OST programs are either fully funded or at least co-financed by international donors, most significantly by the Global Fund. Only a small number of countries have taken national ownership of OST service provision.

There is also a problem with the quality and accessibility of OST services in EECA. They are extremely restrictive and inflexible and, in some cases, in conflict with human rights principles. Some people have to travel several hundred kilometers to access services. Access to OST in prison remains minimal, and thousands of people are left without any access to treatment in violation of their right to health.

EHRN encourages partners to address these problems at a number of levels:

  • By supporting advocacy with national governments in order to build political commitment for the domestic funding and scaling up of OST programs.
  • By working with networks of people who use drugs to mobilize support for OST programs and to advocate for the necessary legal environment to safely and effectively provide OST services.
  • By undertaking strategic litigation in support of people who use drugs who have been denied access to OST and thus their right to health.
  • By supporting drug user advocates and people benefiting from OST to contribute to relevant decision-making bodies at the national, regional and international level.

< 1%

of those in need receive OST in EECA

OST programs in CEECA countries: number of patients (2009-2011)

Kosovo value is for 2013. OST not available for Russia, Turkmenistan and Uzbekistan.

Watch
HCLU video. The Russian Drug Czar vs. Methadone: Parcel of Lies