Женщины, употребляющие наркотики

В регионе ВЕЦА женщины, употребляющие наркотики, не имеют равного доступа к услугам здравоохранения и к сервисам снижения вреда. Гендерные стереотипы обусловливают систематическое насилие в отношении женщин, употребляющих наркотики, двойную стигматизацию и дискриминацию во многих странах.

В Восточной Европе и Центральной Азии среди потребителей наркотиков доля женщин достигает примерно 20%. В отдельных странах процент выше: так, в России он составляет 30%; на Украине –  26%. Темпы распространения ВИЧ-инфекции среди женщин, употребляющих инъекционные наркотики, выше, чем среди мужчин, что подтверждается европейскими исследовательскими данными, свидетельствующими о том, что распространенность ВИЧ среди женщин может быть на 50% выше, чем среди мужчин.

По всему миру женщины сталкиваются с дополнительными специфическими барьерами доступа к услугам, которые незнакомы мужчинам, употребляющим наркотики. Регион ВЕЦА не является исключением: задокументированы случаи неравного доступа к услугам снижения для женщин. Так, в 2013 году в Азербайджане лишь одна женщина получала опиоидную заместительную терапию (ОЗТ). В том же году в Беларуси доля женщин, участвующих в программе опиоидной заместительной терапии, составила 27% (145 человек), однако женщины не имеют доступа к ОЗТ в родильных домах, что приводит к родам в состоянии абстинентного синдрома. В странах, где услуги по снижению вреда доступны, они не всегда отвечают запросам, игнорируя специфические потребности женщин, употребляющих наркотики, и/или живущих с ВИЧ.

Женщинам, употребляющим наркотики, нанесен несоразмерный ущерб: их лишают родительских прав, ограничивают доступ к медицинским услугам по сексуальному и репродуктивному здоровью (особенно во время беременности), подвергают жестокому полицейскому и домашнему насилию. Стигматизация носит сложный, многофакторный характер, что приводит к тому, что женщины более восприимчивы и уязвимы к ВИЧ-инфекции и другим инфекционным заболеваниям.

ЕССВ призывает членов Сети и партнеров присоединиться к кампании против насилия в отношении женщин, употребляющих наркотики, и против барьеров, с которыми эти женщины сталкиваются на пути к услугам по снижению вреда, а также медицинским услугам в целом. ЕССВ сотрудничает с Международной сетью по гендерной политике (IGPN) в рамках продвижения серии региональных мероприятий, таких как разработка системы оценки политики и тренингов, оказание технической поддержки национальных партнеров по развитию услуг с учетом гендерных аспектов, а также поддержка адвокационных кампаний за гендерное равенство и против гендерного насилия. ЕССВ привлекает женщин, употребляющих наркотики, к сотрудничеству в качестве ключевых партнеров для участия в принятии решений как в сфере политики, так и в сфере предоставления услуг. В частности, ЕССВ поддерживает эту работу через реализацию программы малых грантов.

 

 

Смотрите
Активист Виктория Линцова говорит о правах женщин и наркополитику в Украине
Видео HCLU: пoвод для тревоги - преступления связанные с наркотиками и женщины в тюрьмах
Captured emotions after speech at 24th Session of the CCPCJ 2015

Women Who Use Drugs

Women who use drugs (WUD) in EECA do not have equal access to health and harm reduction services. Social stereotypes and perceptions about a woman’s role in the family and society have prompted massive and systematic violence against WUD, including double stigma and structural discrimination in many countries. Gender-sensitive harm reduction services are largely absent for WUD and they are rarely represented in policy discussions.

Women represent approximately 20% of all people who use drugs in EECA and in some countries the percentage is even higher (Russian Federation 30%; Ukraine 26%). Rates of HIV are higher among women who inject drugs than their male counterparts: data from Europe indicates that HIV rates among these women may be 50% higher than their male peers.

Women who use drugs around the world share experiences of specific and additional barriers to accessing services when compared with their male peers. The EECA region is no exception in this regard and significant inequality has been documented in accessing harm reduction services. In 2013 only one woman received OST in Azerbaijan. Similarly, in 2013 in Belarus the proportion of women accessing OST services was 27% (145 people), but women cannot access OST in maternity clinics and they are left to give birth in a state of withdrawal. In countries where harm reduction services exist, they are not tailored to the needs of women and therefore ignore the specific needs of women who use drugs and/or live with HIV.

Women are disproportionately affected by the removal of parental rights, have inadequate access to sexual and reproductive health services (especially during pregnancy), and face increased levels of violence either from the police or in domestic settings. The multiple and compounded stigma faced by women makes them more susceptible and vulnerable to HIV and other infectious diseases.

EHRN invites its members and external partners to join the campaign on violence against women who use drugs and highlight barriers these women face in accessing harm reduction services as well as healthcare provision generally. EHRN has been cooperating with the International Gender Policy Network (IGPN) to promote a series of regional level activities, including development of policy assessments and related training, delivering technical support to national partners on the development of gender sensitive services, and supporting advocacy campaigns that address gender equality and challenge gender-based violence. EHRN continues to invite women who use drugs themselves to be key partners so that women’s voices can be engaged in decision-making both at a policy and service level. EHRN has particularly supported this work through its small grants program.

Women who use drugs in EECA: Epidemiological situation and access to HIV prevention and  treatment services in 6 countries (click on the map below)

 Women who use drugs in EECA: Epidemiological situation and  gender specific HIV prevention and treatment services in some EECA cities (click on the map below)

Watch
Drug user activist Viktoria Linstove speaks about women's rights and drug policy in Ukraine
Video HCLU: Cause for Alarm: The Incarceration of Women for Drug Offences in Europe and Central Asia
Captured emotions after speech at 24th Session of the CCPCJ 2015